Кулинарная книга может также иметь «вредное» политическое и идеологическое значение. Так, одна из книг В.В. Похлебкина «Чай» была обвинена именно в этом потому, что «в мире, где все было пронизано пропагандой идеологии, существовала книга, где эта идеология полностью отсутствовала» (Похлебкин 2001, с. 8). Статьи о сое были написаны им тогда, когда в обществе шла речь о том, что «экономика должны быть экономной». Статья о гречке появилась летом 1990 года, когда был издан указ о выдаче гречки исключительно больным диабетом. Появление кулинарных книг и статей, посвященных различным продуктам, вызвано определенными, конкретными потребностями общества. В годы перестройки из «Кулинарного словаря» Похлебкина были убраны статьи «Наливки», «Настойки», «Шампанское», «Коньяк», а также все упоминания о кулинарном употреблении алкоголя при приготовлении теста, различных рыбных, мясных блюд, кондитерских и десертных изделий, где применялся хотя бы один грамм алкоголя.
В известной в России кулинарной книге авторов из бывшей ГДР Гюнтера Линде и Хайнца «Guten Appetit», переизданной у нас под названием «Кругосветное путешествие по кухням разных народов», нет не только всемирно известной рыбы Фиш, но и вообще еврейской кухни. Рыба Фиш представлена там как национальное американское блюдо. В поваренной книге Елены Молоховец есть и суп по-еврейски, и пудинг, и множество других блюд еврейской кухни.
Таким образом, возможно множество прочтений текста в кулинарной книге, т.к. каждый читатель может брать из текста то, что значимо для него: приготовить, познакомиться с историей блюда, продукта, узнать, что ели сто лет назад разные слои населения - исторический экскурс, полистать, посмотреть, как подавалось блюдо - эстетический момент. Поваренная книга и текст кулинарного рецепта представляют собой универсальный тип текста, удовлетворяющий разнородные запросы (Почепцов 2001, с. 22).
По результатам исследования, проведенного в Германии, потенциальными покупателями и читателями кулинарной книги являются, следующие группы:
- молодые активные женщины 30 - 45 лет, работающие, которые хотят попробовать что-нибудь новое; получить удовольствие от самого процесса приготовления; хотят сделать блюдо, которое они уже где-то пробовали, часто после совершенного путешествия;
- часто путешествующие с большой покупательской способностью, любители хорошей кухни и вина;
- обладающие покупательской способностью 40 - 60 летние из сферы промышленности, экономики, самостоятельные люди, с образованием выше среднего;
- фирмы;
- молодые домохозяйки;
- домохозяйки;
- любители региональной кухни, повара-любители;
- коллекционеры;
- гурманы;
- повара;
- спонтанные покупатели (Ehlert 1993, S. 341).
Существует несколько способов представления материала в кулинарной книге:
- рецепты блюд даются в алфавитном порядке. Преимущество словарного принципа в том, что найти какой-либо текст легче. Первый подобный словарь появился в России в 18 веке (автор-составитель - В.А. Левшин), однако основной читатель того времени - деревенский помещик - оказался неподготовленным к подобной форме изложения материала. Он привык к традиционной форме подачи, когда