Поэтому первая практика – это пребывание в покое (шинэ), когда ум приучается сохранять неподвижность, сосредоточенность и бдительность. Прекращение внутреннего диалога!!!
Ослабляя хватку кармического реагирования, мы обретаем способность выбирать благое действие. Это и значит наполнить поведение осознаванием. Как осознанность и присутствие, которые мы развиваем наяву, привносятся в сновидения, так и осознанность и присутствие, которые мы развиваем в сновидениях, привносятся в смерть.
Человек, полностью реализовавший йогу сновидений, после смерти готов войти в промежуточное состояние, обладая необходимыми качествами.
Такова последовательность: осознавание в первый миг переживания, в реакции, в сновидении, а затем и в смерти. Начать с конца невозможно.
В развитии устойчивости различают три этапа: шинэ с усилием, естественное шинэ и абсолютное шинэ. Шинэ начинается с остановки ума на объекте, а когда сосредоточение станет достаточно сильным, переходят к остановке ума без объекта.
Начиная эту практику, сядьте удобно; глаза открыты. Глаза не должны быть напряжены: не слишком широко открыты, но и не закрыты. Объект сосредоточения нужно поместить так, чтобы на него можно было смотреть прямо вперед, не поднимая и не опуская глаза.
Во время практики старайтесь не шевелиться, даже не глотать и не мигать, целенаправленно удерживая ум на объекте. Не шевелитесь, даже если по щекам потекут слезы. Дышите естественно.
Предпочтительно также выбирать для сосредоточения внешний материальный объект, поскольку цель состоит в том, чтобы развить устойчивость при восприятии внешних объектов, а потом и объектов сновидения.
ШИНЭ С УСИЛИЕМ.
Первый этап практики называется "шинэ с усилием", поскольку требует приложения усилий. Если вы готовы заняться практикой, но у вас нет с собой объекта, представьте, что у вас во лбу шар света, и сосредоточьтесь на нем.
Развитие сосредоточения можно сравнить с развитием мышц: упражнения нужно выполнять регулярно и часто. Чтобы стать сильнее, нужно себя превозмогать.
Удерживайте ум на объекте. Не следуйте за мыслями о прошлом или будущем. Не позволяйте вниманию уплывать на волнах фантазий, звуков, физических ощущений или других отвлекающих факторов. Дышите легко, потом еще легче, пока не перестанете ощущать свое дыхание. Постепенно позвольте себе всё глубже погружаться в тишину и покой.
Следите за тем, чтобы тело было расслабленным: выполняя сосредоточение, не напрягайтесь. Не позволяйте себе также впадать в ступор, апатию или транс.
Не думайте об объекте – пусть он просто присутствует в вашем осознавании. Это важное отличие, которое необходимо понимать. Размышление об объекте – не та сосредоточенность, которую мы стараемся развить. Главное – просто удерживать ум на объекте, на его восприятии; не отвлекаясь, сохранять осознавание присутствия объекта.
ЕСТЕСТВЕННОЕ ШИНЭ.
Развив устойчивость, мы переходим ко второму этапу практики, который называется естественное шинэ. На первом этапе мы достигали сосредоточения, непрерывно направляя внимание на объект и добиваясь власти над непокорным умом. На втором этапе ум погружен в созерцание объекта, поэтому больше не нужно прилагать усилия, чтобы удерживать его неподвижным. Развивается спокойная и приятная безмятежность, при которой ум пребывает в неподвижности, а возникающие мысли не отвлекают его от объекта. Элементы тела пребывают в согласии, а прана течет спокойно и равномерно.