ОТРАЖЕНИЕ 6.
Знать действие Духовного и действие человеческого – вот вершина знания. Тот, кому ведомо действие человеческого, употребляет знание для того, чтобы пестовать непознанное в известном. Прожить до конца свой срок и не погибнуть на пол-пути – вот торжество знания.
Однако тут есть сложность: знание, чтобы быть надёжным, должно на что-то опираться, но то, на что оно опирается, крайне неопределённо. Как знать, что называемое нами духовным не является человеческим? А называемое человеческим, не является духовным?
Следовательно, должен быть настоящий человек, и тогда появится настоящее знание. Что же такое настоящий человек?
Настоящие люди древности не противились своему уделу одиноких, не красовались перед людьми и не загадывали на будущее. Такие люди не сожалели о своих промахах и не гордились своими удачами. Они поднимались на высоты, не ведая страха, погружались в воду, не замочив себя, входили в огонь и не обжигались. Таково знание, которое рождается из наших устремлений к Дао. Настоящие люди древности спали безмятежно, просыпались без тревог, всякую пищу находили одинаково вкусной, и дыхание исходило из их сокровенных глубин. Ибо настоящий человек дышит пятками, а обыкновенные люди дышат лёгкими. А у тех, в кого желания проникли глубоко, источник Духовной жизни лежит на поверхности.
Настоящие люди древности не знали, что такое огорчаться от жизни и страшиться смерти; не торопились прийти в этот мир и не противились уходу из него. Не предавая забвению исток всех вещей, не устремляясь мыслью к концу всего сущего, они радовались жизни, но не сожалели о ней, когда лишались её. Вот что значит "не вредить Пути умствованием, не подменять Духовное – человеческим". Таковы были настоящие люди. Сердце у таких людей было забывчивое, лик покойный, чело возвышенное. Прохладные, как осень, тёплые, как весна, они жили, сообразуясь со всем сущим, и никто не знал, где положен им предел.
Посему, когда мудрый вступает в войну, он может погубить государство и всё же не лишиться любви людей. Дао распространяет свои милости на тысячи поколений, но не потому, что любит людей. Стало быть, человек, который хочет всё узнать, не мудр. Благоволить же кому-либо, значит не быть добрым.
Посему, когда мудрый вступает в войну, он может погубить государство и всё же не лишиться любви людей. Дао распространяет свои милости на тысячи поколений, но не потому, что любит людей. Стало быть, человек, который хочет всё узнать, не мудр. Благоволить же кому-либо, значит не быть добрым.
Того, кто старается выгадать время, не назовёшь достойным человеком. Того, кто не смотрит дальше выгоды и вреда, не назовёшь благородным мужем. Того, кто добивается славы, не заботясь о себе, не назовёшь благоразумным. Тот, кто лишается жизни, не думая о подлинном в себе, не может быть господином среди людей.
Тот, в ком ни духовное, ни человеческое не ущемляют друг друга, достоин называться настоящим человеком.
Настоящие люди древности жили, не стараясь другим угодить. Вид у них был такой, словно им чего-то не хватало, но они ничего не просили и не брали себе. Они были покойны и уверены в себе, но не упрямы. Они были открыты миру, и мощь их была велика, но не любили они красоваться. Жили с лёгкой душой и делали лишь то, чего нельзя было не делать. Решительны были они и делали всё по-своему.