Если бы не 1930-( минус)1900....Архиважные для человечества события-происходящие как бы параллельно в Иудее во время правления Тиберия..
Интересен вопрос-А был ли автор верующим( негласно) А кто мог бы признать во времена сталинских репрессий себя верующим?
И во все время строжайше контролируемого атеизма кто мог бы так вызвать интерес к Евангелию--пусть и в художественной переработке?
Отец писателя, Афанасий Иванович Булгаков, был родом из Орла и происходил из семьи священника. В Орле Афанасий Иванович окончил духовную семинарию, а ко времени рождения Михаила был магистром богословия и профессором Киевской духовной академии по кафедре истории и разбора западных исповеданий. Его диссертация с довольно экстравагантным текстом называлась «Очерки истории методизма», ему принадлежат также работы «Баптизм», «Мормонство», «Идеал общественной жизни в католичестве, реформатстве и протестантизме». Он являлся редким специалистом по демонологии, так что эта тема могла заинтересовать будущего писателя еще в родительском доме. Афанасий Иванович ушел из жизни в 1907 году из-за болезни почек (нефросклероз). Мать, Варвара Михайловна, урожденная Покровская, дочь соборного протоиерея, родилась в городе Карачеве Орловской губернии и до замужества несколько лет работала учительницей.
5 января 1925 года Булгаков записал в дневнике: «Когда я бегло проглядел у себя дома вечером номера „Безбожника", был потрясен. Соль не в кощунстве, хотя оно, конечно, безмерно, если говорить о внешней стороне. Соль в идее, ее можно доказать документально: Иисуса Христа изображают в виде негодяя и мошенника, именно его. Нетрудно понять, чья это работа. Этому преступлению нет цены».
Возможно, именно в это время и возник замысел романа, который, как мы помним, начинается с того, что поэт Иван Николаевич Понырев, пишущий под псевдонимом Бездомный, обсуждал с редактором журнала Берлиозом свою поэму, где очертил «главное действующее лицо… то есть Иисуса, очень черными красками… Берлиоз же хотел доказать поэту, что главное не в том, каков был Иисус, плох ли, хорош ли, а в том, что Иисуса-то этого, как личности, вовсе не существовало на свете и что все--выдумка
Воланд с бюрократами--Мастер с Маргаритой и Пилат с Иешуа
и все это фантастически переплетено!
Мне нравится обычно это вот сшивание в повестях и романах-сюжетов, отдельных лиц, истории, в которой они пребывают..плюс задумка автора-которую надо отгадать
А еще интересно поставить вопросы и путешествовать-находя по углам разгадки эти
Мне, например, интересно отношение автора к той среде-в которой он пребывал..и как это в романе нашло отражение..
И еще:-- в чем состояла художественная обработка евангелия..и какова цель автора.. почему он так все представил..
мнения о прототипах
За право служить прототипом Маргариты, "борятся" и Елена Сергеевна и Маргарита-Гретхен из "Фауста" Гёте. А вот с Мастером дело обстоит сложнее.
Существует три претендента. Во-первых Сам Булгаков. Во-вторых, гётевский Фауст. И в-третьих, как ни странно - Н. В. Гоголь. Булгаковеды, третью гипотезу объясняют несколькими совпадениями: он и роман сжег, и имел внешность, схожую с Мастером - тот же острый нос, клок волос, свешивающийся на лоб. Все спорят и спорят. На мой вгляд, Михаил Афанасьевич на то и гениальный творец, чтобы от каждого взять понемногу и создать образ "нечто совершенно иного"
Олег - Мастер
У БУЛГАКОВА ВООБРАЖЕНИЕ КОНЕЧНО НАСКОЛЬКО БОГАТОЕ НАСТОЛЬКО И ВЫВЕРНУТОЕ. НО ЭРОТИЧЕСКИЕ МОМЕНТЫ ВПЕЧАТЛЯЮТ. МНЕ НРАВИТСЯ