Посмотрим снова на графику триединства. Совпадение двойки с парой говорит о том, что это число берётся не в статике, а в динамике перехода от единицы к двойке. Двойку образует проведение снизу под первой чертой (&mdash единицей другой такой же черты ( = ) . Эта вторая черта, сама по себе единица, составляя с первой пару, является в то же время переходом к двойке, её образующим, то есть находится на грани единицы и двойки. Получается, что, с одной стороны, она есть единица и пара к первой единице, а с другой — уже двойка. В ней воплощено тождество единицы и двойки как переходных чисел. Та же переходность и в тройке; она начинается с прибавления к первым двум чертам-единицам третьей, такой же черты.
Числу, чтобы быть, требуется находиться в «середине» - промежутке между обычными чувственно воспринимаемыми числами. Оно не «один», «два», «три», а переход от одного к двум, от двух к трём; этот переход и соединяет их в одно, в переходную единицу. Она составляет предельный минимум числа, грань его начала, порог, но в то же время и его максимум, конечную границу, порог следующего числа. Это делает триединство сверхчувственным, выходящим за рамки рационального. Отсюда ясно, что пороговая переходная единица как «перевёртыш» Дао — есть сущность числа. Она отграничивает число, придаёт ему очертание, определённость, но сама выходит за эти рамки, соединяя его с безграничным.
Слово «вещь» у Лао-цзы связывается прежде всего с понятием единицы, единичности. Для вещи «обрести одно» — значит родиться, прийти к наличию, быть тем, что она есть — «вещью». «Вещь» — понятие наибольшей неопределённости наличного бытия, именно такая неопределённость (вещь как нечто) и отличает единицу. Сказать о чём-то, что оно одно, единично, значит дать ему минимум определения, дойти лишь до порога его выясненности, граничащего с абсолютной неясностью. Лао-цзы в Дао, взятом как единица, находит максимум определённости. Это не статика, а динамика Дао — пороговой единицы, как его самоопределение, равнозначное самосозиданию, сотворению себя. Вещь в свою очередь занимает в пороговой структуре наиболее «видные» завершающие позиции, определяющие «лицо» единицы.
Выделяются три позиции-этапа в становлении Дао: в качестве «образа», «вещи» и «сгущенности».
«Образ» отмечает единицу на переходе к двойке; «вещь» - двойку на повороте к тройке; «сгущенность» - тройку на грани чувственного бытия. Каждая позиция означает порог числа и все они сливаются в одну пороговую единицу.
На арабских цифрах эту динамику Дао показать довольно проблематично
Одной из самых драматических черт человеческой природы является ужасная связь между глупостью и саморефлексией. Именно глупость заставляет обычного человека отвергать все, что не согласуется с его рефлексивными ожиданиями. Например, являясь обычными людьми, мы не в состоянии оценить наиболее важный аспект знания, доступного человеческим существам: наличие точки сборки и факт, что ее можно сдвигать.
— Карлос Кастанеда «Колесо времени
сгущенность есть целостность, равнозначная осуществлённости. Очень важно, что ему оказывается почти тождественным другое важнейшее понятие Лао-цзы, понятие это — дыхание (ци), очень ёмкое по смыслу, различно трактуемое и нередко оставляемое вообще без перевода. Оно выражает всё ту же мысль о целостности противоположностей (вдох и выдох). После счёта до трёх, завершаемого рождением чувственных вещей, вводится знаменитая пара Ян-Инь, в своём исходном значении — свет и тень.
«Все вещи, прислоняясь спиной к тени, обнимают Свет...»