В психиатрии.
Термин инсайт во врачебной практике психиатров означает способность пациента отчётливо понимать, что существующие у него нарушения собственного интеллекта и чувств не только субъективны, но и объективны, то есть, свидетельствуют о факте болезни.
Инсайт является одним из диагностических признаков, свидетельствующих о сохранности личности. Так, утрата инсайта характерна для психоза, а его наличие свидетельствует скорее о неврозе.
В психоанализе.
В более точном и широком смысле слова, психоанализ под инсайтом понимает способность личности менять мотивы собственного поведения, оперативно осознавать собственную психодинамику и понимать смыслы символического поведения.
Аналитики традиционно различают два типа инсайта.
— Интеллектуальный инсайт, понимаемый как способность субъекта в целом верно оценивать собственное поведение и понимать свою психопатологию с точки зрения генезиса и динамики развития состояния. Чаще всего интеллектуальный инсайт относят к области обсессивной защиты личности, поскольку он позволяет субъекту понимать и эффективно держать под контролем те, беспокоящие его стороны собственной личности, по отношению к которым он чувствует отчуждение.
— Эмоциональный инсайт, понимаемый как способность ощутить и адекватно осознать значение собственного бессознательного и его символических проявлений. В отличие от интеллектуального инсайта, эмоциональный — является скорее свидетельством свободы от отчуждения и нахождения субъекта в свободном контакте с собственным бессознательным.
Инсайт является весьма важной способностью личности, необходимой не только для практики, но и для теории психоанализа. Нередко даже сама по себе цель психоаналитического лечения определяется как «получение необходимого инсайта», хотя сам Фрейд не использовал в точности подобной формулировки, предпочитая другую: что целью психоаналитического лечения является превратить бессознательное в сознательное. Впрочем, оба определения в равной степени исходят из той предпосылки, что сознание обладает ярко выраженной интегративной функцией в отношении всей структуры личности и способно выступить в качестве компенсирующего и объединяющего фактора.
Достаточно интересный и даже, отчасти, курьёзный пример толкования понятия инсайта дал в 1909 году Карл Юнг применительно к самому себе. В течение предыдущих двух лет, со всё возрастающим напряжением его заботила проблема собственной супружеской неверности, когда молодой психоаналитик никак не мог совместить собственную строгую протестантскую мораль и острое желание иметь несколько сексуальных партнёров. И наконец, словно вспышка вдохновения, к нему пришло долгожданное освобождение от мучившей проблемы. Об этом моменте можно прочитать в дневнике его молодой русской пациентки, с которой Юнг имел длительную интимную связь:
«Он хотел показать мне, что мы друг для друга совершенно чужие люди, и что снова искать встречи с ним будет для меня унизительно. Однако я решила снова пойти в следующую пятницу, но держаться сугубо профессионально. Дьявол шептал мне другое, но я больше не слушала его. Я сидела там в глубокой депрессии. Тут появился он, сияя от удовольствия, и начал очень эмоционально рассказывать мне о Гроссе, об инсайте, которого он недавно достиг (то есть, о полигамии); он больше не желает подавлять своё чувство ко мне, он признаёт, что я для него первая и самая дорогая женщина, за исключением, конечно, жены, и т. д. и т. д., и что он хочет всё рассказать о себе».
— Из дневника Сабины Шпильрейн, 1909 год.
Впоследствии следы именно этого инсайта будет нетрудно обнаружить как в истории жизни Юнга и его запутанных отношений с Фрейдом, так и в многочисленных попытках Карла Юнга соединить «чистый» психоанализ с дионисийскими ритуалами в духе позднего ницшеанства.
Заниматься энергетическими потоками... просто так... чревато.
Вот, что по этому поводу говорит Ле-цзы..
Существует не рождённое и рождённое, изменяющееся и неизменное. Не рождённое может родить рождающееся, неизменное может изменить меняющееся. Рождающееся не может не родиться, изменяющееся не может не измениться – посему вечно есть взаимодействие рождения и смерти, вечно есть изменение. То, что постоянно рождается и изменяется, не может не рождаться, не может не умирать, и не может не изменяться.
Следовательно, и у Неба есть свои недостатки, и у Земли есть свои преимущества, и у мудрых есть свои промахи, а у каждой вещи есть своя правда.
Яо 3.
Ле-цзы сказал:
– Мудрецы, умевшие поддерживать порядок в Поднебесном мире, применяли своё учение тайно, внешние же их деяния не отличались от деяний других людей. Порой они достигали цели благодаря своему благотворному влиянию – кто может измерить его?